На главную

Жизнь

Сократ родился в Афинах в 5 в. до н. э.. В настоящее время общепринятой датой его рождения считается месяц  (май - июнь) ,  в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469 г. до н.э.) Он был родом из дема (территориального округа) Алопеки, входящего в состав Афин и расположенного на расстоянии получасовой ходьбы от города.
По роду своей деятельности отец Сократа Софрониск был то ли квалифицированным каменотесом, специализировавшимся на обработке мрамора для скульптурных работ, то ли ничем не выделявшимся скульптором.  Во всяком случае, имея в виду отношение своего отца к художественной деятельности, Сократ в шутку говорил, что его род восходит к Дедалу - предку всех скульпторов. Мать Сократа Фенарета была повивальной бабкой.

Сократ жил в бурную эпоху греческой истории, начавшейся после успешной войны Эллады с персами. История Греции этого периода характеризуется острой политической борьбой внутри полисов, государственными переворотами. Аристократические формы правления сменяются демократическими, демократия порой перерождается в олигархию и тиранию. Общественная жизнь усложняется и становится содержанием повседневности, она выносится на городскую площадь, в народное собрание, суд. Время требует новых идей, новых знаний, умение разбираться в психологии, аргументировать, доказывать, умения правильно мыслить и правильно говорить.
Именно в такой среде и вырос Сократ, что оказывало непосредственное влияние на его философские взгляды. Сократская философия была истинным законным детищем своего времени, а потому являлась крестницей и Протагора, и Аспасии, и Продика, и многих других великих деятелей, которым Сократ мог быть обязан своим развитием и без личного знакомства с ними. Сократ довольно рано почувствовал стремление к философии, однако, лишь почти после 15-ти летней работы мыслей, он решился вступить на публичное поприще в качестве учителя философии.
 

 

Учение

Сократ в определенном смысле совершил переворот в традиционной системе ценностей, выделив истине ценности, т. е. истинные ценности - лишь сокровища души, суть ценности, которые вместе составляют «познание». Познание же, по Сократу, есть необходимое условие благого дела, доброго поступка, ибо, если не знаешь блага, то и не знаешь, как действовать во имя добра. Добродетель, по Сократу, состоит в знании добра и действии в соответствии этому знанию. Это положение дает основание считать этику Сократа рационалистической.

Сократ углубляет и систематизирует понятие счастья. Счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, а из души. Человек может быть счастлив лишь в этой жизни, какой бы не была потусторонняя реальность, он - зодчий собственного счастья и несчастья.

Бог Сократа - это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и проведение.

Диалектика как метод Сократа связанна с открытием сущности человека «психэ», ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив ее, привести ее к должному состоянию принятия и приятия истины. Диалектика Сократа построена в форме диалога, включающего в себя иронию, а по содержанию индукцию и определения.

Своим важнейшим призванием Сократ считал “воспитание человека”  смысл, которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом
изложении какой-то области знаний. Он никогда не считал себя “мудрым” (софос), а философом “любящим мудрость” (философия). Звание
мудреца, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше в поисках новых решений той или иной проблемы. В результате чего мудрец оказывается “попугаем” заучившем несколько фраз и бросающимся ими в толпу.

 "Сократический" метод, его задача обнаружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики".  "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины".
Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. “Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость". Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Добродетель, т. е. познание того, что есть благо могут достичь лишь “благородные люди”. “Земледельцы и другие, работающие весьма далеки от того,
чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания”.

 Как жестко Сократ отделят один класс от другого таков характер его религиозно – этического учения. Добродетель, так же как и знания, согласно его учению, является привилегией благородных (“неработающих”). Он обожал аристократию, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение.
Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к "заветам отцов".
Основными добродетелями Сократ считает:
1.сдержанность - как укрощать страсти
2.мужество - как преодолеть опасность
3.справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все это человек приобретает путем познания и самопознания.
Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.


 

Hosted by uCoz